Так как совпали длинные выходные и школьные каникулы, мы решили съездить с детьми в музей. Живем мы не в самом культурном районе Москвы — Алтуфьево, — но даже в наших краях есть замечательное место – музей Славянской культуры им. Константина Васильева.
Еще четыре года назад, проезжая мимо музея на машине, я видел черные обуглившиеся стены и провалившуюся крышу дома – у музея непростая судьба, но об этом я расскажу позже.
Собираясь поехать туда с детьми, я думал, что будут проблемы с парковкой и заранее подыскал место на противоположной стороне Череповецкой улице во дворах. Но это было лишним, сразу за музеем есть большая огороженная площадка, на которой свои машины могут оставить посетители как Лианозовского парка, так и музея.
Сам музей находится в особняке (см. фото) в глубине загороженного участка, непосредственно граничащего с Лианозовским парком. Ранее в этом здании находилась районная ВЧК, потом дом использовался как жилой барак. И только в 1998 году здесь был открыт музей им. Васильева.
Из-за своего удачного расположения помещение музея подверглось атаке рейдеров в 2009 году. Развернулась настоящая война между руководством музея и новыми владельцами территории. Кто поджег это здание – остается до сих пор загадкой, но пострадало оно очень сильно. Картины были вывезены и спрятаны. Этот детектив не имеет разгадки до сих пор, но совсем недавно — в 2012 году — музей вновь открылся для посетителей. К сожалению, в новой экспозиции нет большой части картин Константина Васильева.
Я уже давно знаком с творчеством этого художника. В конце 80-х годов большая часть его картин выставлялись в галерее «Нагорная». Репродукции публиковались в журналах «Огонек» и других. Так как я интересовался творчеством Высоцкого, у меня в то время были все пластинки с его песнями. Среди них был диск-гигант «Сыновья уходят в бой», на обложке которого была размещена репродукция известнейшей картины К.Васильева «Прощание славянки». Я всю жизнь представлял себе этого художника как мощного старца с окладистой седой бородой, очень строгого и правильного. Каково же было мое удивление, когда я узнал истинную его биографию. Выяснилось, что погиб он совсем молодым человеком – ему едва исполнилось 34 года. Начинал он как художник- сюрреалист. Если не знать настоящего автора картины «Струна», можно подумать, что её написал Сальвадор Дали (кстати, один из любимых художников Васильева). Были у Васильева и абстрактные полотна, и картины в стиле соцреализм.
Васильев отнюдь не был строгим старцем, вел довольно веселую и бурную жизнь молодого человека. Очень интересовался музыкой, и после того, как услышал «Весну священную» Стравинского, посвятил свое творчество русской и скандинавской мифологии. Жутковатая подробность открылась во время посещения музея – в последней и, пожалуй, самой знаменитой его картине «Человек с филином» на горящем свитке в ногах старца я разглядел фамилию художника и год – 1976. Именно в этом году он трагически погибает.
Музей состоит из постоянной экспозиции картин Васильева, выставки предметов народного быта и культуры – этой теме отведен отдельный зал, а также картин других художников, пишущих на темы славянской мифологии. В этот раз наше внимание привлекли картины Всеволода Борисовича Иванова, которые можно увидеть в зале на втором этаже. В своем творчестве он затрагивает мифический период расцвета культуры Русов вплоть до её заката («Русы ушли – волки пришли»). Картины из жизни Русов настолько притягательны, что хочется оказаться в изображаемом мире. Иванов очень внимателен к деталям, тщательно и ярко прописывает мелкие элементы, пользуется интересными приёмами (не сразу «проявляющиеся» изображения лесных духов в картине «Цветень - Апрель»).
Музей Славянской культуры им. Васильева не очень большой, посетить его я бы советовал каждому. Жаль, что вчера весь день лил дождь, и нам не удалось погулять по зеленому участку музея. Здесь много яблоневых деревьев – сейчас они совсем темные и уже без листвы, хвойные деревья представлены в большом количестве. Между стволами деревьев прячутся каменные идолы. Красиво и тихо вокруг.
Я рад, что мы здесь побывали. Главным итогом посещения музея явилось то, что мы всей семьей заинтересовались как судьбой Константина Васильева, так и славянской мифологией.