Одно время я интересовался таким интересным направлением психологии, как провокативная терапия. Есть книжка с таким названием (авторы – Фрэнк Фарелли и Джеффри Брандсма), есть видеозаписи тренингов. Фарелли приезжал как-то в Москву, и все гонялись за ним и за его видео курсами. Как же я был удивлен, когда узнал, что у нас в России, в Москве, вполне официально и строго научно подобное направление используется в структуре среднего образования!
Есть уникальнейшая «Сократовская школа» при лицее 1524, возглавляемая ученым-энтузиастом Татьяной Владимировной Хромовой, есть уникальная методика, применяемая в работе с одарёнными детьми, это наше, отечественное направление, и именно у нас, в России, оно наиболее востребовано (всё-таки западные методики, особенно американские, требуют адаптации, не говоря уж о том, что условия в нашей стране требуют методов воспитания, далёких от «сытых» американских). Называется это чудо «Метод развивающего дискомфорта». Метод интересен сам по себе, но наибольшей эффективности можно добиться, работая с одарёнными детьми. Именно для этого и существует «Сократовская школа» при лицее.
Одарённые дети нуждаются в особых условиях обучения. И это вовсе не «тепличные» условия. Одарённый ребёнок часто оторван от реального мира, ему трудно общаться, он дезадаптирован, его самооценка нарушена, могут быть проблемы с мотивацией. Именно на решение таких проблем и направлена работа в Сократовской школе. Татьяна Владимировна в одной из своих научных работ неожиданно советует прочитать фантастический рассказ Айзека Азимова «Профессия». Азимов (кстати, родом он из России, из современной Смоленской области) сам был одарённым ребёнком, и ему близки вопросы воспитания и работы с вундеркиндами.
Что касается лицея 1524, при котором работает «Сократовская школа», я знаком с некоторыми его выпускниками. Например, один из руководителей штаба Алексея Навального – Глеб Синев, является выпускником лицея. Сейчас он продолжает образование и демонстрирует феноменальные успехи.